Как музыка "читает" сказки

«Такого дирижера мы никогда раньше не видели!», - делились удивленные дети, побывавшие на авторской программе дирижера Владислава Карклина «Музыка и сказки». Концерт для детей с участием симфонического оркестра состоялся 7 мая в рамках фестиваля «Кармен». Владислав Карклин удивил ребят с первых минут выхода на сцену. Вместо дирижерской палочки он взял в руки микрофон и начал рассказывать о главных героях сказочной оперы Моцарта «Волшебная флейта»: - Именно с помощью музыки, с помощью красоты принц Тамино сможет победить зло. А сейчас давайте послушаем, как Моцарт с помощью музыки стучит в дверь. Ребята с интересом прислушиваются и внимательно разглядывают музыкантов на сцене. Кто-то вытягивает шею, привстает с места. - А сейчас я прошу выйти на сцену Красавицу и Чудовище! - объявил Владислав. Но к удивлению публики, после этих слов на сцену вышли не актеры, а двое мужчин с инструментами. - Знакомьтесь. Это Красавица — кларнет. У него приятный, теплый звук, похожий на голос девушки. А это Чудовище — контрафагот, и я сам его боюсь, - признался дирижер. И дальше зрители узнали, как композиторы с помощью музыки создают разное настроение, как с помощью инструментов с нами начинают разговаривать герои сказок, и мы не просто понимаем, что происходит, но и начинаем предчувствовать, что нас ждет впереди. Хотя следующего поворота событий никто не ожидал. Владислав продолжал увлекательно рассказывать о сказочной музыке. - Все мы знаем о знаменитых на весь мир писателях-фантастах, - начал издалека, словно читая предисловие, Владислав. - Но никто никогда не говорит, что есть композиторы фантасты. Таким был Модест Мусоргский. Он сочинил музыку, которая в Европе появилась только через 100 лет. В 1873 году он написал «Картинки с выставки», в том числе «Избушка на курьих ножках» («Баба-Яга»). С первых аккордов включенной звукооператором записи, часть зала вскрикнула от неожиданности и вжалась в кресла, но быстро освоилась — зазвучали аплодисменты, а самые озорные начали пританцовывать и «отбивать» ритм движениями плеч и рук. Это звучала хеви-метал-рок «Баба-Яга». А завершился концерт торжественной увертюрой к знаменитой опере «Руслан и Людмила» Михаила Глинки и громкими продолжительными аплодисментами благодарных, искренних и любопытных слушателей. Казалось, они совсем не хотят, чтобы сказочный день заканчивался. Владислав сказал после концерта: «Говорят, красота спасет мир. Но спасет мир наше понимание и восприятие красоты. И сегодня я пытался рассказать детям, почему композитор сочинил это произведение, что оно означает. Ведь музыка – это зашифрованная философия души.» Публикуется по материалам «Магнезитовца», автор Анна Филиппова
07 Мая, 2018

будьте в курсе событий

Все новости: К страницам ↓

13 Марта, 2017 Любимое и лучшее: в память о великой певице Определена программа Гала-концерта открытия Фестиваля «Кармен». 17 марта на сцене ДК «Магнезит» прозвучат фрагменты из опер, которые так любила знаменитая певица Елена Образцова. Первый Международный фестиваль классической музыки  им. Е.В. Образцовой «Кармен» откроется уникальным Гала-концертом и будет посвящен памяти великой певицы. Преподаватели и солисты Международной академии музыки Елены Образцовой  (Санкт-Петербург) подготовили для слушателей фрагменты из опер русских и зарубежных композиторов, отобрав именно те произведения, которые ценила  Елена Васильевна и в постановках которых с удовольствием участвовала на различных сценах мира. Одним из самых любимый композиторов Елены Васильевны Образцовой был Пётр Ильич Чайковский. В его «Пиковой даме» певица начинала с небольшой партии гувернантки. Но даже в этой скромной роли ее заметили не только публика и пресса: в восторг пришел сам директор театра Ла Скала Гирингелли. Впоследствии Елена Образцова блестяще овладела в опере всеми партиями для меццо-сопрано. Теперь многие из них исполняет ее дочь, Елена Макарова. На гала-концерте фестиваля вместе с лауреатом международных конкурсов Аленой Гузь она представит дуэт Лизы и Полины, а затем — сольную арию Графини. Слушатели Гала-концерта также смогут насладиться арией из оперы Чайковского «Евгений Онегин». На сцене развернется судьбоносная встреча Онегина и Татьяны, которая является финальным аккордом одной несостоявшейся любви. Заключительную сцену из этой оперы исполнят Алёна Гузь и лауреат международного конкурса Гамид Абдулов. Примечательно, что сама Елена Образцова прекрасно чувствовала глубину этой оперы и прожила на сцене разные образы — от юной и восторженной Ольги до взрослой и рассудительной мамы Лариной, желающей счастья своим дочерям. В своих произведениях П.И.Чайковский сумел передать всю палитру высоких чувств - от самых трагических до любовной феерии. Арию пылкого влюблённого Роберта из оперы «Иоланта» слушателям представит солист Международной Академии Музыки Елены Образцовой, лауреат международных конкурсов Тигрий Бажакин. Как и у любого артиста, у Елены Образцовой остались ни разу не исполненные, но любимые произведения. Таковой стала партия Розины в опере Джоаккино Россини «Севильский цирюльник». На сцене Фестиваля «Кармен» Розина все же зазвучит: ее представит ученица Елены Образцовой и педагог Международной Академии музыки Елизавета Свешникова. Не обойдется и без знаменитой каватины Фигаро в исполнении Тигрия Бажакина. Но, пожалуй, самой судьбоносной ролью для Елены Образцовой стала Кармен. Образ роковой испанки, созданный Жоржем Бизе, оказался настолько близок артистке, что до сих пор именно ее исполнение арий Кармен считается эталонной среди вокалистов всего мира. В этой роли певица раскрылась во всей своей страсти, которой ее щедро одарила природа. На Гала-концерте прозвучат ария Микаэллы (исполняет Алена Гузь) и «Сегидилья» (исполняет Елена Макарова). Весь вечер солистов  будет сопровождать симфонический оркестр Челябинского Государственного академического  театра оперы и балета им. М.И. Глинки под управлением дирижера и музыкального руководителя концерта Ларисы Габитовой. А в финале программы зрителей ждет еще одно открытие - впервые в сопровождении оркестра на сцене выступит воспитанница Детской школы искусств №1 Сатки Мария Прыткова. С полной программой Гала-концерта вы можете ознакомиться в разделе Программа Фестиваля. Начало гала-концерта в 19-00 в ДК «Магнезит», г.Сатка. Вход по пригласительным билетам. Читать целиком →
10 Марта, 2017 Наследие «Кармен» Казалось, что она одна из немногих, кто знал, как примерить на себя историю своих героинь и чувствовать себя в ней органично. Каждый раз, выходя на сцену, певица открывала невидимый портал, превращая спектакль в реальность. И зрители в разных уголках мира принимали эту реальность, смеялись и плакали, любили и ненавидели так же яростно и отчаянно, как это делала она сама - Елена Образцова. Совсем скоро в Сатке стартует фестиваль «Кармен», посвященный Елене Васильевне Образцовой. Она ушла из жизни чуть больше двух лет назад, унеся с собой секрет великой красоты, рождающей на оперной сцене образы невероятной силы. Накануне фестиваля мы встретились с дочерью певицы, руководителем Международной академии музыки Еленой Макаровой. Она рассказала, какой была Елена Васильевна на сцене и в жизни. — Оперная дива, примадонна, непревзойденная — всё это говорили о Елене Васильевне Образцовой. В какой момент вы поняли, что ваша мама — великая певица, и как вы приняли это открытие? — Я родилась в момент необыкновенного подъема жизни моих родителей. Хотя никто не планировал меня. Мама переживала восторг и потрясение. И это понятно. Девочка из Ленинградской консерватории была приглашена в Большой. Плюс она вышла замуж за человека, которого добивалась полтора года. Они переехали в Москву, им дали квартиру. В этот момент, в 1966-м, родилась я. Мама и папа не представляли, с чем им придется иметь дело и что такое ребенок. В тот момент маме надо было как-то вписаться в театр. Папе тоже нужно было войти в новый коллектив. Уехав из Ленинграда, где его все знали, он должен был доказывать, что он умный и перспективный физик. И меня отдали бабушке и дедушке. До пяти лет я жила у них, думая, что родители приходят только в гости. Уже тогда я понимала, что моя мама — почти небожитель и очень большой человек. В какой-то момент родители забрали меня. Началась другая жизнь. В доме у бабушки и дедушки жизнь крутилась вокруг меня. Там я была королевичной. А здесь было всё наоборот. Королева была мама, и вся жизнь подчинялась ей. Мама не была обычной мамой. И это я тоже понимала. Хотя мне достался кусочек счастья, когда она не так много ездила, бывала дома, готовила, оставаясь со мной наедине. — К чему вы ревновали свою маму? К театру, зрителям, работе? — У меня было четкое деление на маму-певицу и маму-маму. К сожалению, я не очень радовалась, что у меня такая великая мама. Иногда я жаждала, чтобы у нее пропал голос. И тогда она бы сидела дома, вязала носки, варила борщи и была похожа на мам моих подружек. Потому что они все с мамами делились, а у меня ее почти никогда не было рядом. Даже когда мама возвращалась после долгих гастролей, меня до нее не очень допускали. Ей надо было отдыхать, снова заниматься и снова выступать. Она безумно много работала. И я стала понимать, что она мне не принадлежит. Был период, когда я очень ревновала ее к публике. Каждый раз после концерта мне хотелось прижаться к ней, сказать, как она замечательно спела, и я буду петь так же хорошо, когда вырасту. Но вместо этого я ждала в углу, когда она закончит раздавать автографы, подписывать программки, разговаривать с поклонниками. Иногда, в редкие моменты, мы совпадали с ней во времени и пространстве. И эти мгновения очень дороги мне. Как-то раз я получила кол по математике. Единственный раз в жизни, хотя математика всегда шла на пять. Про этот кол надо было сказать папе. А он физик-теоретик и очень болезненно относился к тому, что я могла не проявлять интерес к этой материи. Я до сих пор помню страницу дневника. На всю страницу стоял этот чудовищный кол. В этот день почему-то из школы меня забирала мама. Я разрыдалась, сказала, что домой не пойду, жизнь закончена. И мама не стала меня ругать и читать нотации, а повела обедать в ресторан. Мне казалось, что я нахожусь в параллельном пространстве. Потом мы гуляли и зашли в магазин игрушек. Там снимали рекламу с живым тигренком, которого я не боялась. Его посадили в машину и меня попросили с ним поиграть. Я до сих пор помню это состояние восторга, ведь мама ради меня изменила свой обычный распорядок. Мы всегда провожали ее вместе с папой, когда она уезжала на гастроли. Бежали к решетке перед взлетным полем и ждали, когда взлетит ее самолет. Но больше всего я любила, когда она возвращалась с гастролей, разбирать с ней ее чемодан. Это был ритуал. Обычно она прилетала ночью. И чемодан ждал, когда мы будем вместе его разбирать. Там не было кучи подарков. Но прикосновение к ее вещам, это ощущение сопричастности к ней было для меня очень важным. — Как она относилась к образу графини в опере «Пиковая дама», которую исполнила юной девушкой? Как готовилась к этой партии, которую пела до конца своих дней? — Уже за два-три дня до спектакля можно было точно понять, что она будет петь. Менялась пластика движения, посадка головы, отношение к себе и окружающим. Графиня была ролью для нее не просто важной. Она была доминирующей. Перед спектаклем она очень менялась, начинала шпынять всех, кто был в доме. Мы не обижались. Понимали, что нужны как антураж для роли. Мама каждый раз что-то добавляла в этот образ. Меняла концепцию роли. И очень тяжело выходила из этого образа. Еще сутки мучительно выкарабкивалась, а графиня ее держала. Она пыталась быть молодой, счастливой, но графиня ее не отпускала. После спектакля она пыталась ходить нормально и не могла. Я замечала, что у нее дрожат руки и голова. Она огрызалась: «Чего вы стоите здесь, ступайте вон». Она предпринимала титанические усилия, чтобы это прекратить. Ей было нелегко. — С Еленой Васильевной связано много историй, которые сейчас воспринимаются как мифы — такие красивые, невероятные легенды, хотя все они действительно произошли. Например, Франко Дзеффирелли укусил ее на репетиции «Кармен». Почему, чего он пытался от нее добиться? — У мамы всегда была своя концепция Кармен. Ее всегда несло на этой роли. Она менялась, и никто не мог предсказать, что будет на сцене. Она могла быть хулиганистой, страстной. То она была контрабандисткой, то женщиной, искавшей настоящей любви, а иногда жаждущей легкого приключения. С Дзеффирелли такие штучки не проходили. Он был режиссером не столько оперным, сколько киношным. А там всё по-другому. Работа на сцене оперной и работа на крупном плане в кино — две разные работы, разная актерская техника. И мама не понимала, что он от нее хочет. И когда Дзеффирелли укусил ее за руку, она поняла, что для него Кармен — это кошка, которая гуляет сама по себе. Пантера, которую можно приручить, но она никогда не будет сидеть на поводке и ждать ласки. Она всегда останется хищником. Кармен для Дзеффирелли была женщиной, которая жила сиюминутными желаниями. Ее невозможно прогнозировать. Сейчас она любит и купается в этой любви, потом ей захотелось покапризничать и сделать что-то шокирующее с точки зрения обывателей. Дзеффирелли — это был один из немногих режиссеров, к которому мама прислушивалась. Да, она не была паинькой. Всегда говорила мне и своим ученицам, когда шел разговор о несовпадении видения концепции роли у певицы и режиссера: «Говори: да, да, конечно, конечно. Выходишь на сцену и делаешь так, как надо тебе. А когда режиссер говорит: “Ну что же ты?”, — отвечаешь: “Извини, так волновалась, что забыла, что ты хотел”». Это был ее способ не вступать в дискуссии с режиссерами. В лучшем варианте она могла выйти из той кулисы, откуда надо, и уходила туда, где было предусмотрено. А на сцене она делала то, что считала нужным. — Почему она пела Кармен босиком? — Она чувствовала, что Кармен не может ходить на каблуках. Она была в Испании. Специально смотрела на то, как выглядят испанские цыганки. Они никогда не были аристократками. Мама ходила по тавернам, где они поют и танцуют. Поняла, что это не имеет никакого отношения к тому, что мы считаем фламенко. Она видела их жесты, иногда они очень откровенные, до неприличия. Она наблюдала, как они двигаются, и поняла, что не может Кармен быть в туфлях. Она создала свою Кармен. Ее нельзя скопировать. Это нереально. Елена ВОРОШИЛОВА Публикуется с сокращениями. Полную версию читайте в газете "Магнезитовец", №9 от 10.03.2017 Читать целиком →
07 Марта, 2017 На фестивале «КАРМЕН» раскроют таланты вокалистов Южного Урала Серия мастер-классов и прослушиваний на базе детских школ искусств Саткинского района и с участием экспертов из Международной Академии музыки Елены Образцовой запланирована в программе Международного фестиваля классической музыки «КАРМЕН» с 18 по 20 марта.  Своим опытом поделятся: Елена Макарова, директор и заведующая отделения детского академического вокала Международной академии музыки Елены Образцовой и Заместитель директора по развитию творческих проектов и педагог оперного класса Международной академии музыки Елены Образцовой, концертмейстер и коуч Мариинского театра, симфонический дирижер Лариса Габитова. Первый день занятий, 18 марта пройдет в р.п. Бердяуш, потом мастера и ученики переместятся в Сатку. Приглашенные педагоги проведут мастер-классы для вокалистов направления «Академический вокал», пианистов-концертмейстеров любого возраста, рода основной профессий и уровня подготовки — от начинающих до выпускников высших учебных заведений, действующих артистов, педагогов. Для тех, кто только хочет себя попробовать в музыкальном искусстве, пройдут блиц-прослушивания: эксперты оценят сильные стороны участников занятий и дадут рекомендации по развитию музыкальных способностей. Все заявленные дни мероприятия будут проходить в открытом формате, а значит, увидеть процесс работы мастера и ученика сможет любой желающий, пройдя предварительную регистрацию. С правилами регистрации и расписанием мастер-классов можно ознакомиться в соответствующем разделе программы Фестиваля. Читать целиком →
01 Марта, 2017 Из Челябинска в Сатку прибудут «Золушка» и «Кармина Бурана» Сразу две постановки в рамках Международного фестиваля классической музыки имени Е.В. Образцовой «КАРМЕН» покажет 18 марта Челябинский Государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки. Оба спектакля будут представлены на сцене саткинского ДК «Магнезит». Мюзикл «Золушка» Антонио Спадавеккиа — это, пожалуй, одна из самых любимых зрителями постановок челябинского театра. Красивая история о бедной падчерице, ее завистливых сестрах и злобной мачехе знакома каждому с детства. Но яркий бал у короля и старания доброй феи расставят все по своим местам. Потерянная на торжестве хрустальная туфелька обязательно найдет свою владелицу, коварство будет высмеяно и наказано, а Принц и Золушка обретут долгожданное счастье. В Сатке мюзикл будет представлен своим звездным составом. Роль Золушки и Принца исполнят лауреаты международных конкурсов Екатерина Бурцева и Павел Чикановский. Режиссер-постановщик спектакля – Вадим Кейш, художник-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Леонид Рошко. Ценители классической вокально-инструментальной музыки смогут насладиться сценической кантатой немецкого композитора ХХ века Карла Орфа «Кармина Бурана». Поставленная Вадимом Кейшем она  с первых звуков заворожит слушателей необыкновенным магнетизмом, яркой образностью, покоряющей стихией ритма, смесью мягкой иронии и трепетного лиризма, эпическим размахом и щедростью красок. Источником вдохновения для композитора стал сборник стихов, найденный в 1803 году в баварском бенедиктинском монастыре Бойерн, известный как Carmina Burana, крупнейший известный истории сборник поэзии вагантов (средневековых странствующих поэтов). Произведение состоит из трех частей – «Весна», «В таверне» и «О любви». Перед зрителем предстают самые разные картины, показывающие торжество природы, суетность человеческих будней, непредсказуемость бытия. Читать целиком →
27 Февраля, 2017 Фестиваль «Кармен» начнет свою жизнь в Сатке Новый фестиваль классической музыки "Кармен" существенно отличается от множества уже существующих. Он ставит своей целью просветительские идеалы и ориентирован на жителей малых городов. Первый фестивальный год с ним встретит Сатка. Первый Международный фестиваль классической музыки имени Е.В. Образцовой "КАРМЕН" состоится при поддержке губернатора Челябинской области Бориса Дубровского в Сатке с 17 по 22 марта 2017 года. Событие пройдет под девизом "Большое искусство малым городам". В ДК "Магнезит" и на других площадках фестиваля для жителей, удаленных от больших театральных сцен крупных городов, появится возможность насладиться признанными шедеврами музыкального искусства в исполнении артистов международного уровня. Фестиваль носит имя Елены Образцовой, выдающейся российской певицы, оперного режиссера и педагога, чей вклад в развитие отечественного и мирового вокального искусства, в музыкальную просветительскую деятельность огромен. "Жители Сатки до сих пор с благодарностью вспоминают её концерт, который стал, к сожалению, одним из последних для великой певицы, — говорит глава Саткинского муниципального района Александр Глазков. — В честь Елены Васильевны фестиваль назван "КАРМЕН". Её виртуозное исполнение арии Кармен в одноименной опере Бизе по сей день считается эталоном вокального мастерства. Нам бы хотелось, чтобы старт такого значимого и знакового для всех фестиваля в Сатке тоже стал эталонным и положил начало движению на сближение публики небольших российских городов с большим искусством классической музыки". Свое участие с концертами и спектаклями подтвердили Международная академия музыки Елены Образцовой (Санкт-Петербург), Государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки (Челябинск), Магнитогорский театр оперы и балета и другие. С 17 по 21 марта всех зрителей и участников фестиваля ожидает череда незабываемых событий, а 22 марта ярким аккордом станет концертная программа "Классика и Jazz", которую представит виртуозный пианист Денис Мацуев в рамках своего именного фестиваля. "КАРМЕН" — это еще и серьезный образовательный проект для тех, кто только планирует или уже занимается классическим вокалом. В его программе предусмотрена серия мастер-классов от авторитетных музыкальных экспертов. Записаться на индивидуальный урок-консультацию смогут вокалисты с разным уровнем подготовки. Отдельный блок занятий будет посвящен детям, желающим сделать свои первые шаги в музыке: родители смогут привести их на бесплатное прослушивание и получить рекомендации специалистов. Мастер-классы пройдут в открытом формате, поэтому понаблюдать за ходом занятий смогут все желающие. Читать целиком →

Фотографии и видео

Медиаматериалы Смотреть все материалы →

Организаторы, спонсоры, и другие

Партнеры фестиваля Смотреть всех →