Как музыка "читает" сказки

«Такого дирижера мы никогда раньше не видели!», - делились удивленные дети, побывавшие на авторской программе дирижера Владислава Карклина «Музыка и сказки». Концерт для детей с участием симфонического оркестра состоялся 7 мая в рамках фестиваля «Кармен». Владислав Карклин удивил ребят с первых минут выхода на сцену. Вместо дирижерской палочки он взял в руки микрофон и начал рассказывать о главных героях сказочной оперы Моцарта «Волшебная флейта»: - Именно с помощью музыки, с помощью красоты принц Тамино сможет победить зло. А сейчас давайте послушаем, как Моцарт с помощью музыки стучит в дверь. Ребята с интересом прислушиваются и внимательно разглядывают музыкантов на сцене. Кто-то вытягивает шею, привстает с места. - А сейчас я прошу выйти на сцену Красавицу и Чудовище! - объявил Владислав. Но к удивлению публики, после этих слов на сцену вышли не актеры, а двое мужчин с инструментами. - Знакомьтесь. Это Красавица — кларнет. У него приятный, теплый звук, похожий на голос девушки. А это Чудовище — контрафагот, и я сам его боюсь, - признался дирижер. И дальше зрители узнали, как композиторы с помощью музыки создают разное настроение, как с помощью инструментов с нами начинают разговаривать герои сказок, и мы не просто понимаем, что происходит, но и начинаем предчувствовать, что нас ждет впереди. Хотя следующего поворота событий никто не ожидал. Владислав продолжал увлекательно рассказывать о сказочной музыке. - Все мы знаем о знаменитых на весь мир писателях-фантастах, - начал издалека, словно читая предисловие, Владислав. - Но никто никогда не говорит, что есть композиторы фантасты. Таким был Модест Мусоргский. Он сочинил музыку, которая в Европе появилась только через 100 лет. В 1873 году он написал «Картинки с выставки», в том числе «Избушка на курьих ножках» («Баба-Яга»). С первых аккордов включенной звукооператором записи, часть зала вскрикнула от неожиданности и вжалась в кресла, но быстро освоилась — зазвучали аплодисменты, а самые озорные начали пританцовывать и «отбивать» ритм движениями плеч и рук. Это звучала хеви-метал-рок «Баба-Яга». А завершился концерт торжественной увертюрой к знаменитой опере «Руслан и Людмила» Михаила Глинки и громкими продолжительными аплодисментами благодарных, искренних и любопытных слушателей. Казалось, они совсем не хотят, чтобы сказочный день заканчивался. Владислав сказал после концерта: «Говорят, красота спасет мир. Но спасет мир наше понимание и восприятие красоты. И сегодня я пытался рассказать детям, почему композитор сочинил это произведение, что оно означает. Ведь музыка – это зашифрованная философия души.» Публикуется по материалам «Магнезитовца», автор Анна Филиппова
07 Мая, 2018

будьте в курсе событий

Все новости: К страницам ↓

14 Июля, 2017 Игра в ассоциации Челябинский Театр современного танца всегда в движении. За ними наблюдают поклонники в соцсетях, а журналисты столичных каналов не упускают возможности поговорить о тенденциях и концепциях с Ольгой Поной, худруком труппы. В апреле этого года Ольга Пона вместе со своим театром в пятнадцатый раз приехала на самый амбициозный театральный конкурс. После выступления на «Золотой маске» артисты показали свои спектакли на двух фестивалях – в Омске и Санкт-Петербурге. В Северной столице Пона представила свой последний хит «proКино» на международном «OPEN LOOK». Отработав с блеском на новой сцене Александринского театра и собрав полный зал, челябинские танцоры вернулись домой и уже пакуют чемоданы, чтобы ехать в Сатку. Пона не из тех хореографов, кто навязывает зрителям свои идеи. В спектакле "proКино" она не цитирует, а обыгрывает свои впечатления от любимых с детства фильмов. Но делает это так эмоционально и напряженно, что зритель незаметно становится участником процесса. В Сатке ее труппа выступит в День Металлурга на одной из самых креативных площадок – в  бывшем гараже по ремонту «БелАЗов». Сама Ольга Пона считает, что современный танец не служит развлечением. Но иногда в череду ее философских и многоуровневых постановок врываются легкие и понятные спектакли, которые сама хореограф называет «для души». Программа концерта "Авангардный контрапункт" именно такая и создана специально для Сатки. В нее вошли номера театра, показанные на международных ландшафтных фестивалях и фрагменты самых последних репертуарных спектаклей.  Живую музыку исполнит камерный оркестр "Классика" под руководством заслуженного артиста России Адика Абдурахманова, обеспечив условный диалог на сцене двух муз искусства. Музыканты по-настоящему зажгут энергией звука артистов и зрителей, исполнив не только мировые классические шедевры, но и известные музыкальные темы из советских и голливудских кинохитов. Все секреты организаторы пока не раскрывают, но проект обещает стать событием года. Несмотря на то, что танцовщики впервые приедут в Сатку, они уже публикуют посты о предстоящем выступлении. У них есть опыт работы в старинных замках, на площадях средневековых городов, а также урбанистических площадках. Благодаря новому проекту добавится еще одно необычное пространство. В Сатке, где добывают магнезит уже более ста лет, давно разрушили стойкий миф о невозможности соединения высокого искусства и брутальной действительности индустриального производства. Здесь промзона стала частью городской культурной среды. Она вдохновляет художников, артистов, танцовщиков, на создание перфомансов. Вот и Ольга Пона вместе со своими танцовщиками приготовила несколько сюрпризов. О проекте и новых возможностях, которые планируется использовать, мы узнали от самого хореографа. - Каждый раз, когда Вы беретесь за новый проект, что Вами движет – интерес, вызов, креативность? - Всегда интересно попробовать что-то новое. Выйти из зоны комфорта и сделать то, чего никогда не делал. Иногда бывает страшно, но чаще не думаешь. Просто с головой ныряешь и плывешь, понимая, что за тобой люди и ты не можешь подвести их. С каждым новым проектом, добавляется уверенность. Ведь смогли, получилось. И здесь получится. - Вы уже побывали в Сатке и увидели город? - Труппа еще не была в городе. А я уже все посмотрела. И Сатку, и сам "Магнезит», и  его музей. Я была под большим впечатлением. Когда я увидела площадку, где мы будем работать, то сразу поняла, каким должен быть этот концерт. Живая музыка оркестра безусловно добавит драйву спектаклю. Когда есть возможность работать не под фонограмму, мы стараемся это не упускать. Наша программа сделана  на противопоставлениях. Идею мне подсказал сам камень -магнезит. Меня потряс контраст между, условно говоря, мягкостью и твердостью огнеупорного минерала, который выдерживает  температуру около 3000 тысяч градусов.  Это стало нашей отправной точкой. - Ваше выступление будет проходить в бывшем цехе по ремонту БелАЗов. Чем интересна эта площадка танцовщикам и лично Вам? - Мы посмотрели шесть площадок в Сатке и выбрали цех БелАЗов. У этой площадки очень большой потенциал, максимально она может вместить до 2000 человек. Если бы такой выбывший из основной производственной деятельности объект был в Европе или  Москве, его обязательно бы тут же взяла на вооружение какая-нибудь культурная институция для проведения масштабных событий. На своем концерте мы ждем почти 700 гостей - в Сатке нет другой альтернативы для размещения такого количества зрителей. Но главное – это возможности построить сценический комплекс под конкретное мероприятие. У нас сцена будет состоять из нескольких уровней. Образуется каскад, который даст дополнительную свободу танцовщикам. Будет выстроенный специальный сценический свет, который создаст определенную атмосферу. Это даст импульс для импровизации. В свою очередь  художник-постановщик бы поражен созвучием силы действующего промышленного производства и художественных приемов русского авангарда в живописи, поэтому сценография вечера будет выполнена в стиле работ Малевича, Кандинского и других художников той эпохи.  Цвет, фактура, лаконичность форм, строгая геометрия, отсылают к  конструктивизму двадцатых годов. Это все подчеркивает экспрессию. Когда-то здесь были машины, теперь музыка, танец, поэзия и театр. Все на контрастах. Все по-прежнему авангардно. И мне это нравится. Это всегда интересно –  не просто обживать существующее пространство, а создать в нем что-то новое и необычное. - Чем интересна концепция объединения искусства с промышленной формой? В данном случае, площадкой и самим городом? - На эту идею работает вся Сатка. Многие проекты поддержаны областными властями, министерством культуры. Такой серьезный подход к проектированию будущего вызывает уважение. Когда понимаешь, что маленький город не брошен на произвол судьбы, а кому-то есть до него, до его жителей дело – это всегда радостно и дает надежду. Приятно работать с единомышленниками. Кроме того, выступая на открытой площадке, всегда чувствуешь дополнительную степень свободы, Танцовщики не ограничены стенами театра, размерами сцены. Открытая площадка – это всегда немного риск, всегда драйв и совсем другой масштаб. Никогда не знаешь, каким в итоге будет выступление, так как танцовщики, совершенно точно,  будут  импровизировать. В этом возникает уникальность каждого подобного выступления. - Не могли бы Вы рассказать хотя бы о нескольких реперных точках программы? - У нас есть в репертуаре номер «Офелия», с платьем с размером со сцену. С ним работает одновременно большая группа танцовщиков. Мы показывали этот номер  на одном ландшафтном фестивале. Это был большой успех. Само платье было произведением искусства. И оно было объектом, с которым танцовщики взаимодействовали. В Сатке мы покажем похожий фрагмент из другого спектакля, который точно лег на жесткую, ритмичную музыку. В нем 12 танцовщиков в ярко красных костюмах будут двигаться по сцене, словно огонь, это напоминает процесс плавки магнезита в печах.  Еще в программу включены эпизоды из моей последней работы - спектакля  «proКино». Мы покажем фрагменты из «Бриллиантовой руки», «Неуловимых мстителей», «Войны и мира» и голливудскую классику. - Вас не испугать креативными пространствами. Где и на каких интересных площадках Вы работали еще? - Театр часто выступал на международных европейских фестивалях, а это, как правило, всегда открытое пространство.  Это могла быть площадка в замке или в старом городе. В современном мегаполисе мы танцевали в стеклянном кубе здания банка. Там все было прозрачным – лифты, стены, коридоры, лестницы. Все что мы делали внутри, можно было смотреть снаружи. Подобной саткинской площадке у нас еще не было - это наш первый опыт. Надеюсь, что это начало нашей большой дружбы с городом.   Публикуется по материалам газеты "Магнезитовец" №27 от 14 июля 2017 года, автор Елена Ворошилова Читать целиком →
05 Июля, 2017 Сатка снова в авангарде музыкальных событий Совсем скоро всех жителей Сатки и гостей города ожидает необычное зрелище – концертная программа «Авангардный контрапункт». Это специальный совместный проект фестиваля классической музыки «Кармен» и Группа Магнезит ко Дню Металлурга. По сути, «Авангардный контрапункт» станет продолжением проекта «Филармонические встречи», который много лет подряд проходил в Сатке в праздничные июльские дни под эгидой Группы Магнезит. Масштабное зрелище развернется на одной из площадок старого завода «Магнезит» - в бывшем цехе БелАЗов. На полтора часа зрители погрузятся в удивительный синтез музыки, пластики и поэзии. «Авангардный контрапункт» объединит, казалось бы, контрастные вещи:  в брутальной атмосфере промышленной площадки зазвучит великолепная музыка в обрамлении картин художников русского авангарда. Бестселлеры классических произведений в исполнении Камерного оркестра «Классика», танцевальные миниатюры и отрывки из лучших спектаклей дважды лауреата Российской Национальной премии «Золотая маска» Челябинского театра современного танца Ольги Пона сплетутся в гармоничное сценическое действие, поставленное специально для саткинских зрителей. Концепция и философия, декларируемые со сцены, перекликаются с ценностями индустриального производства, в котором сила природы горной породы сливается с силой человеческого вдохновения и таланта, превращаясь в многолетнюю историю трудовых достижений магнезитовцев. Подробную информацию о событии смотрите в программе фестиваля.   Читать целиком →
23 Марта, 2017 Резонаторы души Уроки вокала педагогов Международной академии музыки Елены Образцовой дали возможность участникам почувствовать уверенность и открыть новые грани своих голосов, соединив в них душу и технику академического пения. Все три дня мастер-классов прошли как на одном дыхании. Оба мастера – Елена Макарова, директор Академии, преподаватель оперного класса и певица, а также Лариса Габитова, концертмейстер и коуч Мариинского театра, педагог Академии – смогли найти самые нужные слова, чтобы поддержать волнующихся участников. Более 30 начинающих исполнителей из Сатки, Бакала, Бердяуша, Златоуста, Миасса, Трехгорного, Кусы – учащиеся детских школ искусств и взрослые – получили рекомендации мастеров. Один из дуэтов удивил организаторов еще на этапе отбора. Свои силы в академическом вокале решили попробовать саткинцы: Анна Боркова и Никита Саврулин. Оба вокалиста — не профессиональные артисты и для обоих пение - хобби. Хоть и по началу голоса в дуэте звучали робко, но вместе с Еленой Макаровой они побороли страх, неуверенность и даже добились похвалы мастера. Особо отметила Елена и еще один дуэт – сестер Игнатовых из Трехгорного, учениц преподавателя Людмилы Викторовны Подольской, за чистоту исполнения, артистизм и удивительное чувство ансамбля. «В Сатку мы с мамой приезжали не раз. Это совершенно удивительное место, здесь другой мир, воздух. Рада тому, что мы начали взаимодействовать с вами. Дети, живущие здесь – наше будущее. Когда мама организовывала детские конкурсы, то самые талантливые ребята, которые получали первые премии, завоевывали гран-при, оказывались  не из Москвы и Санкт-Петербурга, а из Омска, Томска, Челябинска и других уголков России. Некоторых из детей, которых услышу сегодня, обязательно приглашу в Санкт-Петербург» - дала обещание Елена Макарова и сразу его сдержала. По итогам всех мастер-классов приглашение к участию в концерте на Фестивале «Елена» в апреле текущего года получили Валерия и Алина Игнатовы. Девочек ждет Санкт-Петербург! Все расходы по организации поездки взял на себя Оргкомитет Международного фестиваля классической музыки им. Е.В.Образцовой «Кармен». Больше откликов о мастерах и их уроках читайте на нашем сайте. Читать целиком →
22 Марта, 2017 Гармония искусств в «Созвучие» В унисон концертам больших мастеров прозвучали выступления учащихся и преподавателей детских школ искусств. Концерт «Созвучие» состоялся 21 марта в ДК «Магнезит» в рамках фестиваля «Кармен». «Здравстуй, утро, здравствуйте, люди», - приветствует всех зрителей хор «Камертон» детской школы искусств №1 Сатки, исполняя первый номер концерта. Звонкие детские голоса задали тон всему вечеру. Волнующая классика, исполненная на фортепиано и скрипках, сменялась грациозными хореографическими постановками и трогательными вокальными номерами. В зале щедрые на аплодисменты зрители – педагоги, родители, друзья. А скоро, возможно, кого-то из юных артистов ждет большая сцена. Наш фестиваль как раз про это! Волнуемся, переживаем, помогаем. Яркие кадры концерта найдете в нашей медиатеке. Читать целиком →
20 Марта, 2017 Лейтмотив фестиваля задал эмоциональный тон воскресного вечера Он звучал с самого начала - в идее и названии фестиваля, в настроении и оформлении, главным символом которого стала алая роза. И, конечно, он прозвучал в музыке и словах. 19 марта в ДК «Магнезит» зрители наслаждались великим шедевром - оперой Жоржа Бизе «Кармен» в исполнении артистов Магнитогорского театра оперы и балета. Первое, на что обратил внимание зритель при входе в зал, - перемены в партере: первые ряды в нем исчезли, уступив место оркестру. - При организации выступления были свои нюансы. Мы благодарны за то, что нам позволили несколько трансформировать зал, чтобы разместить оркестр. Звучал он, конечно, немного не так, поскольку музыканты сидели не в закрытом пространстве оркестровой ямы, а в зрительном зале. Тем не менее, слышно было все голоса и хор. Мы рады, что есть такой зал в Сатке - акустически он очень привлекательный, чувствуется, что его строили грамотные люди, - говорит Илья Кожевников, директор Магнитогорского театра оперы и балета. - «Кармен» - первый спектакль, который был поставлен в нашем театре, ему более 20 лет, и мы рассчитывали, что сегодня Бизе будет для нас большим помощником. Его опера одна из самых популярных в мировом репертуаре, и мы ожидали, что нас будут тепло встречать. Но что настолько тепло, не предвидели. Публика здесь замечательная и благодарная. И мы с удовольствием еще не раз приехали бы в Сатку с гастролями. «Кармен» по праву называют одной из вершин всей оперной музыки и считают кульминацией творчества Бизе. Это последняя опера композитора, прошедшая тернистый путь к славе и сценам мировых театров. Знаменитая, страстная, чарующая музыка - под стать главной героине, красавице-цыганке, безмерно любящей свободу и привыкшей властвовать над всеми. Вместе с темпераментной Кармен зрителя буквально затягивает круговорот событий. И почти три часа, на протяжении которых разворачивается драма и, словно алая роза, пылают страсти, проходят незаметно. Все подробности событий  - в медиатике. Читать целиком →

Фотографии и видео

Медиаматериалы Смотреть все материалы →

Организаторы, спонсоры, и другие

Партнеры фестиваля Смотреть всех →