14 Июля 2017

Игра в ассоциации

Челябинский Театр современного танца всегда в движении. За ними наблюдают поклонники в соцсетях, а журналисты столичных каналов не упускают возможности поговорить о тенденциях и концепциях с Ольгой Поной, худруком труппы. В апреле этого года Ольга Пона вместе со своим театром в пятнадцатый раз приехала на самый амбициозный театральный конкурс. После выступления на «Золотой маске» артисты показали свои спектакли на двух фестивалях – в Омске и Санкт-Петербурге. В Северной столице Пона представила свой последний хит «proКино» на международном «OPEN LOOK». Отработав с блеском на новой сцене Александринского театра и собрав полный зал, челябинские танцоры вернулись домой и уже пакуют чемоданы, чтобы ехать в Сатку.

Пона не из тех хореографов, кто навязывает зрителям свои идеи. В спектакле «proКино» она не цитирует, а обыгрывает свои впечатления от любимых с детства фильмов. Но делает это так эмоционально и напряженно, что зритель незаметно становится участником процесса. В Сатке ее труппа выступит в День Металлурга на одной из самых креативных площадок – в  бывшем гараже по ремонту «БелАЗов». Сама Ольга Пона считает, что современный танец не служит развлечением. Но иногда в череду ее философских и многоуровневых постановок врываются легкие и понятные спектакли, которые сама хореограф называет «для души».

Программа концерта «Авангардный контрапункт» именно такая и создана специально для Сатки. В нее вошли номера театра, показанные на международных ландшафтных фестивалях и фрагменты самых последних репертуарных спектаклей.  Живую музыку исполнит камерный оркестр «Классика» под руководством заслуженного артиста России Адика Абдурахманова, обеспечив условный диалог на сцене двух муз искусства. Музыканты по-настоящему зажгут энергией звука артистов и зрителей, исполнив не только мировые классические шедевры, но и известные музыкальные темы из советских и голливудских кинохитов. Все секреты организаторы пока не раскрывают, но проект обещает стать событием года.

Несмотря на то, что танцовщики впервые приедут в Сатку, они уже публикуют посты о предстоящем выступлении. У них есть опыт работы в старинных замках, на площадях средневековых городов, а также урбанистических площадках. Благодаря новому проекту добавится еще одно необычное пространство. В Сатке, где добывают магнезит уже более ста лет, давно разрушили стойкий миф о невозможности соединения высокого искусства и брутальной действительности индустриального производства. Здесь промзона стала частью городской культурной среды. Она вдохновляет художников, артистов, танцовщиков, на создание перфомансов. Вот и Ольга Пона вместе со своими танцовщиками приготовила несколько сюрпризов. О проекте и новых возможностях, которые планируется использовать, мы узнали от самого хореографа.

— Каждый раз, когда Вы беретесь за новый проект, что Вами движет – интерес, вызов, креативность?

— Всегда интересно попробовать что-то новое. Выйти из зоны комфорта и сделать то, чего никогда не делал. Иногда бывает страшно, но чаще не думаешь. Просто с головой ныряешь и плывешь, понимая, что за тобой люди и ты не можешь подвести их. С каждым новым проектом, добавляется уверенность. Ведь смогли, получилось. И здесь получится.

— Вы уже побывали в Сатке и увидели город?

— Труппа еще не была в городе. А я уже все посмотрела. И Сатку, и сам «Магнезит», и  его музей. Я была под большим впечатлением. Когда я увидела площадку, где мы будем работать, то сразу поняла, каким должен быть этот концерт. Живая музыка оркестра безусловно добавит драйву спектаклю. Когда есть возможность работать не под фонограмму, мы стараемся это не упускать. Наша программа сделана  на противопоставлениях. Идею мне подсказал сам камень -магнезит. Меня потряс контраст между, условно говоря, мягкостью и твердостью огнеупорного минерала, который выдерживает  температуру около 3000 тысяч градусов.  Это стало нашей отправной точкой.

— Ваше выступление будет проходить в бывшем цехе по ремонту БелАЗов. Чем интересна эта площадка танцовщикам и лично Вам?

— Мы посмотрели шесть площадок в Сатке и выбрали цех БелАЗов. У этой площадки очень большой потенциал, максимально она может вместить до 2000 человек. Если бы такой выбывший из основной производственной деятельности объект был в Европе или  Москве, его обязательно бы тут же взяла на вооружение какая-нибудь культурная институция для проведения масштабных событий. На своем концерте мы ждем почти 700 гостей — в Сатке нет другой альтернативы для размещения такого количества зрителей. Но главное – это возможности построить сценический комплекс под конкретное мероприятие. У нас сцена будет состоять из нескольких уровней. Образуется каскад, который даст дополнительную свободу танцовщикам. Будет выстроенный специальный сценический свет, который создаст определенную атмосферу. Это даст импульс для импровизации. В свою очередь  художник-постановщик бы поражен созвучием силы действующего промышленного производства и художественных приемов русского авангарда в живописи, поэтому сценография вечера будет выполнена в стиле работ Малевича, Кандинского и других художников той эпохи.  Цвет, фактура, лаконичность форм, строгая геометрия, отсылают к  конструктивизму двадцатых годов. Это все подчеркивает экспрессию. Когда-то здесь были машины, теперь музыка, танец, поэзия и театр. Все на контрастах. Все по-прежнему авангардно. И мне это нравится. Это всегда интересно –  не просто обживать существующее пространство, а создать в нем что-то новое и необычное.

— Чем интересна концепция объединения искусства с промышленной формой? В данном случае, площадкой и самим городом?

— На эту идею работает вся Сатка. Многие проекты поддержаны областными властями, министерством культуры. Такой серьезный подход к проектированию будущего вызывает уважение. Когда понимаешь, что маленький город не брошен на произвол судьбы, а кому-то есть до него, до его жителей дело – это всегда радостно и дает надежду. Приятно работать с единомышленниками. Кроме того, выступая на открытой площадке, всегда чувствуешь дополнительную степень свободы, Танцовщики не ограничены стенами театра, размерами сцены. Открытая площадка – это всегда немного риск, всегда драйв и совсем другой масштаб. Никогда не знаешь, каким в итоге будет выступление, так как танцовщики, совершенно точно,  будут  импровизировать. В этом возникает уникальность каждого подобного выступления.

— Не могли бы Вы рассказать хотя бы о нескольких реперных точках программы?

— У нас есть в репертуаре номер «Офелия», с платьем с размером со сцену. С ним работает одновременно большая группа танцовщиков. Мы показывали этот номер  на одном ландшафтном фестивале. Это был большой успех. Само платье было произведением искусства. И оно было объектом, с которым танцовщики взаимодействовали. В Сатке мы покажем похожий фрагмент из другого спектакля, который точно лег на жесткую, ритмичную музыку. В нем 12 танцовщиков в ярко красных костюмах будут двигаться по сцене, словно огонь, это напоминает процесс плавки магнезита в печах.  Еще в программу включены эпизоды из моей последней работы — спектакля  «proКино». Мы покажем фрагменты из «Бриллиантовой руки», «Неуловимых мстителей», «Войны и мира» и голливудскую классику.

— Вас не испугать креативными пространствами. Где и на каких интересных площадках Вы работали еще?

— Театр часто выступал на международных европейских фестивалях, а это, как правило, всегда открытое пространство.  Это могла быть площадка в замке или в старом городе. В современном мегаполисе мы танцевали в стеклянном кубе здания банка. Там все было прозрачным – лифты, стены, коридоры, лестницы. Все что мы делали внутри, можно было смотреть снаружи. Подобной саткинской площадке у нас еще не было — это наш первый опыт. Надеюсь, что это начало нашей большой дружбы с городом.

 

Публикуется по материалам газеты «Магнезитовец» №27 от 14 июля 2017 года, автор Елена Ворошилова

Анонсы, события и другие

Последние новости Показать все →

01 Июля, 2022 Сатка приглашает на традиционный Международный фестиваль классической музыки имени Елены Образцовой «Кармен» 15 июля 2022 года в Сатке при поддержке Губернатора Челябинской области и Группы Магнезит состоится очередной Международный фестиваль классической музыки имени Е.В. Образцовой «Кармен». Жителям и гостям города будут представлены музыкальные произведения во всем многообразии стилей и жанров - от академической классики в исполнении народного артиста России Юрия Розума и Южно-Уральского симфонического оркестра до выступлений Арт-проекта «Тенора XXI века» и Оркестра волынщиков Москвы с популярными и всеми любимыми композициями. Основные события фестиваля пройдут у дворца культуры «Магнезит». В 16-00 на главной сцене праздника — площади ДК — гостей фестиваля встретит Южно-Уральский симфонический оркестр под управлением художественного руководителя, дирижера, заслуженного артиста России Адика Абдурахманова. В первой части программы будет представлена интерактивная постановка Челябинской государственной филармонии «Сказки Востока», её юные зрители в рамках большого детского образовательного проекта «Академия симфонической музыки» совершат путешествие по волшебному миру загадочного Востока и познакомятся с основными инструментами симфонического оркестра. Южно-Уральский симфонический оркестр продолжит программу главной сцены исполнением увертюры-фантазии Петра Ильича Чайковского «Ромео и Джульетта». Далее настоящим подарком ценителям классического репертуара станет выступление оркестра с участием народного артиста России, маэстро Юрия Розума. Прозвучит Концерт для фортепиано №2 Сергея Рахманинова - одно из самых известных и популярных произведений мировой музыки. Это событие станет уникальным в истории фестиваля: впервые на открытой сцене «Кармен» пройдет выступление такого масштаба. Арт-проект «Тенора XXI века» под руководством Дмитрия Сибирцева уже знаком гостям фестиваля. В этом году артисты проекта, которых обычно можно видеть и слышать на ведущих оперных сценах, исполнят популярные песни из любимых отечественных фильмов. «Белый парус кино» воспарит над площадью, подарит теплые воспоминания и яркие эмоции. Завершит вечер на дворцовой площади уникальный музыкальный коллектив - Оркестр волынщиков Москвы под руководством Артемия Воробьева, первый профессиональный оркестр шотландских волынок и барабанов в России. В программе «От классики до рока» артисты представят классические композиции, авторские версии мировых хитов, русских народных песен и другие произведения. В сквере вокруг дворца расположатся зоны музыкально-художественного Арт-пикника, где каждый сможет окунуться в атмосферу творческого и увлекательного взаимодействия с искусством. Созидание, Сооружение, Созерцание, Солирование, Сотворчество, Сознание, Сопричастность — это названия лишь нескольких локаций пикника, где гостей ждут авторские мастер-классы, лекции об истории искусств, пленэр, ярмарка мастеров ручной работы, киноклуб, настольные игры, открытая сцена для импровизации, выставка и много другое. Одной из главных точек притяжения в этом году станет сквер имени Елены Образцовой. Каждый сможет вновь прикоснуться к творчеству певицы — у стелы Елены Образцовой заработает музыкальная гостиная, где в течение всего дня будут звучать ее великолепные арии и концерты. Главный мотив фестиваля — многогранное взаимодействие людей и идей, жанров и форматов, которое создает новые возможности для общения и созидания, помогает лучше узнать и понять друг друга и мир вокруг нас. Большое искусство вновь приходит в Сатку в формате открытых культурных коллабораций с совершенно разными творческими коллективами и институциями города, чтобы каждый гость, от мала до велика, смог по-новому открыть для себя музыку, искусство, творчество. Также в рамках фестиваля в креативном пространстве «Арт-Сатка» состоится квартирник с участием Дарьи Пицик и музыкантов ее группы. Это специальный совместный проект «Кармен» и «Арт-Сатки», новый формат взаимодействия для вовлечения в творческую дискуссию молодого поколения. Следите за открытием регистрации на это событие на странице «Арт-Сатки» в соцсети «ВКонтакте». Все события фестиваля будут транслироваться в прямом эфире на канале You-Tube «Газета Магнезитовец». Читать целиком →
22 Июля, 2019 Сюрпризы и открытия арт-пикника Программу арт-пикника "Музыка И...", запланированного на последний день фестиваля, специально не раскрывали для публики до самого его начала, поэтому никто не ожидал, что за скромным, но интригующим названием скрываются невероятные и очень смелые творческие эксперименты и приключения! Каждая пикниковая зона имела невероятный успех. Фруктовый оркестр Вы когда-нибудь играли на лимонах и баклажанах? И знаете ли вы, как может звучать ананас? А саткинцы и гости праздника смогли составить настоящий съедобный оркестр! На площадке «Музыка и технологии» постоянно скапливалась очередь желающих с нетерпением ожидающих возможности сыграть на фруктах и овощах. Команда Playtronica (Москва) - тезки Евгения и Евгений учили ребят слушать ритм и в такт аранжировке подыгрывать на лимонах, баклажанах и кабачках, арбузе, ананасе и даже перцах. Музыка и ритм Эта площадка завершила работу самой последней. Уж очень полюбился саткинцам молодой и заводной дуэт «Парни Саб Ложки» (коллектив уральских ложкарей из Екатеринбурга). Вот где зажигали по полной: не щадя коленки и ладошки, отбивали ритмы деревянными ложками и, раскрыв рты, пытались уследить за порхающими «тапочками», с помощью которых музыканты ловко играли на… пластиковых канализационных трубах. И даже во время интервью после закрытия площадки дети не унимались: как вас зовут, в каких группах в интернете вас найти? -  Нас приглашают на мероприятия самого разного формата, но на таком фестивале мы впервые. Он у вас очень хороший: и масштаб впечатляет, и очень красиво все сделано, и здорово организовано. Даже в Москве в парке Горького, где мы бываем на фестивалях, иногда хуже организовано, чем здесь. В Сатке все очень здорово, мы здесь первый раз, и я удивлен! Живописно, поэтично, здорово! По соседству друг с другом работали площадки «Музыка и живопись», «Музыка и поэзия». На одной можно было почитать стихи в открытый микрофон, а на другой взять мастер-класс по написанию натюрмотра у московского художника Александра Шилова, автора выставки «Наша Родина - Россия», которая работала в ДК «Магнезит» последний день и почти ежеминутно принимала вс               новых посетителей. Здесь царила особая атмосфера под звуки замечательных мелодий и песен в исполнении народного артиста России Юрия Розума, студентки ГИТИСа Татьяны Бикмухаметовой и солистов престижных московских и европейских оперных театров, участников Арт-проекта «ТенорА XXI века», представивших программу «Детская». Под звуки движений Команда Divent из Екатеринбурга порадовала сразу несколькими интерактивами. Девчонки без устали танцевали вместе с анимированными персонажами «ДжазДэнса», повторяя за ними движения. А мальчишкам больше приглянулась площадка «Музыка и спорт», где нужно было крутить педали, чтобы сыграть свою партию в велооркестре. Одни старались «раскрутить» барабаны, другие - гитару, клавишные, а четвертый солист-велосипедист отвечал за вокал. И, конечно, пользовалось популярностью уникальное гигантское пианино (кстати, по словам организаторов, Big Piano - единственное в России, такое большое и напольное). Оно звучало под ногами желающих, изловчившихся повторить мелодии, предложенные ведущими. Отдушиной для любители фортепианной музыки стали встречи у рояля - уютный уголок спокойствия и единения с природой благоухал розами и был наполнен музыкальными «ароматами»: здесь все желающие играли на рояле в кустах или вместе с матером импровизации Антоном Бугаевым, музицировали на электронном пианино, либо просто отдыхали на надувных диванчиках, качелях и фотографировались. Кстати, любителям селфи на празднике нашлось много любопытных возможностей для создания уникальных фото - и не только в сквере ДК, украшенном праздничным декором, но и в специально оборудованных гримерных, костюмерных и даже на площадках «Фотопробы». Музыкальная угадай-ка Более 700 человек  посетили площадку «Музыка и история». Теперь они точно знают, что находилось в десяти таинственных «черных ящиках». Лишь просунув руки в деревянный куб, можно было понять, что за музыкальная история в нем скрыта. От любопытных посетителей не было отбоя. Каждый старался как можно быстрее определить предмет самостоятельно или с помощью исторической подсказки, например: «Этот инструмент и музыкальный, и сигнальный, и имеет свой язык» (колокольчик). Впрочем колокольчик, глиняную свистульку и струны было довольно легко распознать, а вот флейту многие не могли назвать с первого раза. Это любовь и вечная преданность музыке Коллектив «Пролетарское танго» из Санкт-Петербурга саткинская публика полюбила с первых минут его появления на сцене. Выступление ретро-оркестра стало потрясающим завершением летнего вечера и финальным аккордом всего фестиваля. - Спасибо! Вы - удивительные! - призналась зрителям Анна Диденко, солистка ретро-оркестра после исполнения песни «Нежность». - Это потрясающе выглядело отсюда, со сцены, когда вы достали свои телефоны, особенно когда среди них зажегся тот самый настоящий, живой огонек зажигалки, как раньше. Душевные лирические композиции сменяли зажигательные хиты советской эстрады, и у сцены, а также по бокам от зрительных рядов образовались спонтанные танцплощадки. И когда со сцены прозвучало: «Завершающая композиция нашего сегодняшнего концерта для вас, для таких прекрасных, называется «Ты не печалься!»», - к аплодисментам добавились возгласы: «Браво! Ещё! Ещё!». Публика, конечно же, не хотела отпускать артистов. И они ответили, выступив на бис, а прощаясь, поздравили всех с праздником музыки, с Днем металлурга, и, казалось, не только площадь, а вся Сатка услышала эти слова: «Спасибо вам огромное! Сегодня мы абсолютно искренни. Вы - самый лучший город!"   Полный фотоальбом доступен в Медиатеке   Источник: "Магнезитовец" (с сокращением) Читать целиком →
21 Июля, 2019 Большой и незабываемый Ярким и незабываемым событием в жизни саткинцев стал Большой концерт 3-ого Международного фестиваля классической музыки «Кармен» им. Елены Образцовой, состоявшийся 20 июля в ДК «Магнезит». Созданный в 2017 году фондом «Собрания» при поддержке губернатора Челябинской области под девизом «Большое искусство малым городам»  фестиваль продолжает воплощать в жизнь  самые светлые просветительские идеалы. В этом году главный концерт «Кармен» был посвящен творчеству Петра Ильича Чайковского - величайшего композитора, внесшего огромный вклад в мировую музыкальную культуру. В первом отделении в исполнении солистов, лауреатов международных конкурсов Елены Роткиной и Павла Чикановского, а также симфонического оркестра Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М. И. Глинки (дирижер Александр Матушкин) прозвучали арии из опер «Иоланта», «Пиковая Дама», «Евгений Онегин». Волшебная, знакомая с детства музыка из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица», полный энергии «Неаполитанский танец». Вновь на сцене Дворца пела наша землячка, студентка ГИТИСа, стипендиат Группы Магнезит Татьяна Бикмухаметова. В ее исполнении прозвучали Ариозо Наташи из оперы «Опричник» и романс «День ли царит». - Счастлива быть здесь, выступать. Сегодняшний концерт для меня особенный. Впервые участвую в «Кармен» - фестивале с таким большим именем. Очень благодарна организаторам за доверие. Все мои друзья в Москве знают про этот фестиваль, всем рассказываю о нем, зову в Сатку. Надеюсь, что в будущем году мы с моим коллегой Русланом Константиновичем Бицуевым приедем  на «Кармен» и сделаем что-то новое. Может, привнесем в фестиваль какое-то новое театральное веяние. Кроме того, Чайковский – мой любимый композитор. Он все делал не для себя, а для искусства. С раннего возраста пою его произведения: романсы  арии. Роль Татьяны в опере «Евгений Онегин» - моя мечта, – говорит Татьяна Бикмухаметова. Во втором отделении гости вечера услышали Концерт для фортепиано с оркестром № 1. За роялем - народный артист России, лауреат международных конкуров, солист Московской государственной филармонии, президент международного благотворительного фонда, академик РАЕН, профессор и заведующий кафедрой специального фортепиано Российской академии музыки им. Гнесиных Юрий Розум. Он не раз радовал саткинцев своим талантом, но впервые в рамках фестиваля «Кармен». - Закономерно, что имя Елены Образцовой звучит именно в Сатке. Это город, где ценят настоящее искусство, ценят свою историю, великих артистов страны. И то, что фестиваль проходит именно здесь, не удивительно. Я привык к тому, что Сатка дарит невероятные сюрпризы во всех отношениях: музыки, природы, архитектуры. Рад, что развитие событий привело меня в город, о существовании которого когда-то и не подозревал. Хочу поблагодарить всех саткинцев, руководство совершенно уникального предприятия – Группы Магнезит за поддержку высокого искусства. У нас много богатейших компаний, но мало кто поддерживает именно высокую классику, - считает Юрий Розум. - Достаточно вступить в границы Сатки, чтобы понять, что этот город особенный. Здесь действительно создается будущее нашей страны. Она стал центром притяжения и  международной культуры, и шахмат. Для меня огромное счастье каждый раз сюда приезжать и набираться сил и вдохновения. В этот вечер артистам рукоплескал не только зрительный зал, но и те, кто смотрел выступление по прямой трансляции на площади ДК «Магнезит». В финале концерта президент Группы Магнезит Сергей Коростелев вручил Юрию Розуму и дирижеру симфонического оркестра Челябинского государственного академического театра им. Глинки памятные знаки 3-ого Международного фестиваля классической музыки «Кармен» им. Е. В. Образцовой.   Полный фотоальбом доступен в Медиатеке Источник: "Магнезитовец" Читать целиком →

Фотографии и видео

Медиаматериалы Смотреть все материалы →