10 Марта 2017

Наследие «Кармен»

Казалось, что она одна из немногих, кто знал, как примерить на себя историю своих героинь и чувствовать себя в ней органично. Каждый раз, выходя на сцену, певица открывала невидимый портал, превращая спектакль в реальность. И зрители в разных уголках мира принимали эту реальность, смеялись и плакали, любили и ненавидели так же яростно и отчаянно, как это делала она сама — Елена Образцова.

Совсем скоро в Сатке стартует фестиваль «Кармен», посвященный Елене Васильевне Образцовой. Она ушла из жизни чуть больше двух лет назад, унеся с собой секрет великой красоты, рождающей на оперной сцене образы невероятной силы. Накануне фестиваля мы встретились с дочерью певицы, руководителем Международной академии музыки Еленой Макаровой. Она рассказала, какой была Елена Васильевна на сцене и в жизни.

Оперная дива, примадонна, непревзойденная — всё это говорили о Елене Васильевне Образцовой. В какой момент вы поняли, что ваша мама великая певица, и как вы приняли это открытие?

— Я родилась в момент необыкновенного подъема жизни моих родителей. Хотя никто не планировал меня. Мама переживала восторг и потрясение. И это понятно. Девочка из Ленинградской консерватории была приглашена в Большой. Плюс она вышла замуж за человека, которого добивалась полтора года. Они переехали в Москву, им дали квартиру. В этот момент, в 1966-м, родилась я. Мама и папа не представляли, с чем им придется иметь дело и что такое ребенок. В тот момент маме надо было как-то вписаться в театр. Папе тоже нужно было войти в новый коллектив. Уехав из Ленинграда, где его все знали, он должен был доказывать, что он умный и перспективный физик. И меня отдали бабушке и дедушке. До пяти лет я жила у них, думая, что родители приходят только в гости. Уже тогда я понимала, что моя мама — почти небожитель и очень большой человек. В какой-то момент родители забрали меня. Началась другая жизнь. В доме у бабушки и дедушки жизнь крутилась вокруг меня. Там я была королевичной. А здесь было всё наоборот. Королева была мама, и вся жизнь подчинялась ей. Мама не была обычной мамой. И это я тоже понимала. Хотя мне достался кусочек счастья, когда она не так много ездила, бывала дома, готовила, оставаясь со мной наедине.

К чему вы ревновали свою маму? К театру, зрителям, работе?

— У меня было четкое деление на маму-певицу и маму-маму. К сожалению, я не очень радовалась, что у меня такая великая мама. Иногда я жаждала, чтобы у нее пропал голос. И тогда она бы сидела дома, вязала носки, варила борщи и была похожа на мам моих подружек. Потому что они все с мамами делились, а у меня ее почти никогда не было рядом. Даже когда мама возвращалась после долгих гастролей, меня до нее не очень допускали. Ей надо было отдыхать, снова заниматься и снова выступать. Она безумно много работала. И я стала понимать, что она мне не принадлежит. Был период, когда я очень ревновала ее к публике. Каждый раз после концерта мне хотелось прижаться к ней, сказать, как она замечательно спела, и я буду петь так же хорошо, когда вырасту. Но вместо этого я ждала в углу, когда она закончит раздавать автографы, подписывать программки, разговаривать с поклонниками. Иногда, в редкие моменты, мы совпадали с ней во времени и пространстве. И эти мгновения очень дороги мне. Как-то раз я получила кол по математике. Единственный раз в жизни, хотя математика всегда шла на пять. Про этот кол надо было сказать папе. А он физик-теоретик и очень болезненно относился к тому, что я могла не проявлять интерес к этой материи. Я до сих пор помню страницу дневника. На всю страницу стоял этот чудовищный кол. В этот день почему-то из школы меня забирала мама. Я разрыдалась, сказала, что домой не пойду, жизнь закончена. И мама не стала меня ругать и читать нотации, а повела обедать в ресторан. Мне казалось, что я нахожусь в параллельном пространстве. Потом мы гуляли и зашли в магазин игрушек. Там снимали рекламу с живым тигренком, которого я не боялась. Его посадили в машину и меня попросили с ним поиграть. Я до сих пор помню это состояние восторга, ведь мама ради меня изменила свой обычный распорядок. Мы всегда провожали ее вместе с папой, когда она уезжала на гастроли. Бежали к решетке перед взлетным полем и ждали, когда взлетит ее самолет. Но больше всего я любила, когда она возвращалась с гастролей, разбирать с ней ее чемодан. Это был ритуал. Обычно она прилетала ночью. И чемодан ждал, когда мы будем вместе его разбирать. Там не было кучи подарков. Но прикосновение к ее вещам, это ощущение сопричастности к ней было для меня очень важным.

Как она относилась к образу графини в опере «Пиковая дама», которую исполнила юной девушкой? Как готовилась к этой партии, которую пела до конца своих дней?

— Уже за два-три дня до спектакля можно было точно понять, что она будет петь. Менялась пластика движения, посадка головы, отношение к себе и окружающим. Графиня была ролью для нее не просто важной. Она была доминирующей. Перед спектаклем она очень менялась, начинала шпынять всех, кто был в доме. Мы не обижались. Понимали, что нужны как антураж для роли. Мама каждый раз что-то добавляла в этот образ. Меняла концепцию роли. И очень тяжело выходила из этого образа. Еще сутки мучительно выкарабкивалась, а графиня ее держала. Она пыталась быть молодой, счастливой, но графиня ее не отпускала. После спектакля она пыталась ходить нормально и не могла. Я замечала, что у нее дрожат руки и голова. Она огрызалась: «Чего вы стоите здесь, ступайте вон». Она предпринимала титанические усилия, чтобы это прекратить. Ей было нелегко.

С Еленой Васильевной связано много историй, которые сейчас воспринимаются как мифы такие красивые, невероятные легенды, хотя все они действительно произошли. Например, Франко Дзеффирелли укусил ее на репетиции «Кармен». Почему, чего он пытался от нее добиться?

— У мамы всегда была своя концепция Кармен. Ее всегда несло на этой роли. Она менялась, и никто не мог предсказать, что будет на сцене. Она могла быть хулиганистой, страстной. То она была контрабандисткой, то женщиной, искавшей настоящей любви, а иногда жаждущей легкого приключения. С Дзеффирелли такие штучки не проходили. Он был режиссером не столько оперным, сколько киношным. А там всё по-другому. Работа на сцене оперной и работа на крупном плане в кино — две разные работы, разная актерская техника. И мама не понимала, что он от нее хочет. И когда Дзеффирелли укусил ее за руку, она поняла, что для него Кармен — это кошка, которая гуляет сама по себе. Пантера, которую можно приручить, но она никогда не будет сидеть на поводке и ждать ласки. Она всегда останется хищником. Кармен для Дзеффирелли была женщиной, которая жила сиюминутными желаниями. Ее невозможно прогнозировать. Сейчас она любит и купается в этой любви, потом ей захотелось покапризничать и сделать что-то шокирующее с точки зрения обывателей. Дзеффирелли — это был один из немногих режиссеров, к которому мама прислушивалась. Да, она не была паинькой. Всегда говорила мне и своим ученицам, когда шел разговор о несовпадении видения концепции роли у певицы и режиссера: «Говори: да, да, конечно, конечно. Выходишь на сцену и делаешь так, как надо тебе. А когда режиссер говорит: “Ну что же ты?”, — отвечаешь: “Извини, так волновалась, что забыла, что ты хотел”». Это был ее способ не вступать в дискуссии с режиссерами. В лучшем варианте она могла выйти из той кулисы, откуда надо, и уходила туда, где было предусмотрено. А на сцене она делала то, что считала нужным.

Почему она пела Кармен босиком?

— Она чувствовала, что Кармен не может ходить на каблуках. Она была в Испании. Специально смотрела на то, как выглядят испанские цыганки. Они никогда не были аристократками. Мама ходила по тавернам, где они поют и танцуют. Поняла, что это не имеет никакого отношения к тому, что мы считаем фламенко. Она видела их жесты, иногда они очень откровенные, до неприличия. Она наблюдала, как они двигаются, и поняла, что не может Кармен быть в туфлях. Она создала свою Кармен. Ее нельзя скопировать. Это нереально.

Елена ВОРОШИЛОВА

Публикуется с сокращениями. Полную версию читайте в газете «Магнезитовец», №9 от 10.03.2017

Анонсы, события и другие

Последние новости Показать все →

01 Июля, 2022 Сатка приглашает на традиционный Международный фестиваль классической музыки имени Елены Образцовой «Кармен» 15 июля 2022 года в Сатке при поддержке Губернатора Челябинской области и Группы Магнезит состоится очередной Международный фестиваль классической музыки имени Е.В. Образцовой «Кармен». Жителям и гостям города будут представлены музыкальные произведения во всем многообразии стилей и жанров - от академической классики в исполнении народного артиста России Юрия Розума и Южно-Уральского симфонического оркестра до выступлений Арт-проекта «Тенора XXI века» и Оркестра волынщиков Москвы с популярными и всеми любимыми композициями. Основные события фестиваля пройдут у дворца культуры «Магнезит». В 16-00 на главной сцене праздника — площади ДК — гостей фестиваля встретит Южно-Уральский симфонический оркестр под управлением художественного руководителя, дирижера, заслуженного артиста России Адика Абдурахманова. В первой части программы будет представлена интерактивная постановка Челябинской государственной филармонии «Сказки Востока», её юные зрители в рамках большого детского образовательного проекта «Академия симфонической музыки» совершат путешествие по волшебному миру загадочного Востока и познакомятся с основными инструментами симфонического оркестра. Южно-Уральский симфонический оркестр продолжит программу главной сцены исполнением увертюры-фантазии Петра Ильича Чайковского «Ромео и Джульетта». Далее настоящим подарком ценителям классического репертуара станет выступление оркестра с участием народного артиста России, маэстро Юрия Розума. Прозвучит Концерт для фортепиано №2 Сергея Рахманинова - одно из самых известных и популярных произведений мировой музыки. Это событие станет уникальным в истории фестиваля: впервые на открытой сцене «Кармен» пройдет выступление такого масштаба. Арт-проект «Тенора XXI века» под руководством Дмитрия Сибирцева уже знаком гостям фестиваля. В этом году артисты проекта, которых обычно можно видеть и слышать на ведущих оперных сценах, исполнят популярные песни из любимых отечественных фильмов. «Белый парус кино» воспарит над площадью, подарит теплые воспоминания и яркие эмоции. Завершит вечер на дворцовой площади уникальный музыкальный коллектив - Оркестр волынщиков Москвы под руководством Артемия Воробьева, первый профессиональный оркестр шотландских волынок и барабанов в России. В программе «От классики до рока» артисты представят классические композиции, авторские версии мировых хитов, русских народных песен и другие произведения. В сквере вокруг дворца расположатся зоны музыкально-художественного Арт-пикника, где каждый сможет окунуться в атмосферу творческого и увлекательного взаимодействия с искусством. Созидание, Сооружение, Созерцание, Солирование, Сотворчество, Сознание, Сопричастность — это названия лишь нескольких локаций пикника, где гостей ждут авторские мастер-классы, лекции об истории искусств, пленэр, ярмарка мастеров ручной работы, киноклуб, настольные игры, открытая сцена для импровизации, выставка и много другое. Одной из главных точек притяжения в этом году станет сквер имени Елены Образцовой. Каждый сможет вновь прикоснуться к творчеству певицы — у стелы Елены Образцовой заработает музыкальная гостиная, где в течение всего дня будут звучать ее великолепные арии и концерты. Главный мотив фестиваля — многогранное взаимодействие людей и идей, жанров и форматов, которое создает новые возможности для общения и созидания, помогает лучше узнать и понять друг друга и мир вокруг нас. Большое искусство вновь приходит в Сатку в формате открытых культурных коллабораций с совершенно разными творческими коллективами и институциями города, чтобы каждый гость, от мала до велика, смог по-новому открыть для себя музыку, искусство, творчество. Также в рамках фестиваля в креативном пространстве «Арт-Сатка» состоится квартирник с участием Дарьи Пицик и музыкантов ее группы. Это специальный совместный проект «Кармен» и «Арт-Сатки», новый формат взаимодействия для вовлечения в творческую дискуссию молодого поколения. Следите за открытием регистрации на это событие на странице «Арт-Сатки» в соцсети «ВКонтакте». Все события фестиваля будут транслироваться в прямом эфире на канале You-Tube «Газета Магнезитовец». Читать целиком →
22 Июля, 2019 Сюрпризы и открытия арт-пикника Программу арт-пикника "Музыка И...", запланированного на последний день фестиваля, специально не раскрывали для публики до самого его начала, поэтому никто не ожидал, что за скромным, но интригующим названием скрываются невероятные и очень смелые творческие эксперименты и приключения! Каждая пикниковая зона имела невероятный успех. Фруктовый оркестр Вы когда-нибудь играли на лимонах и баклажанах? И знаете ли вы, как может звучать ананас? А саткинцы и гости праздника смогли составить настоящий съедобный оркестр! На площадке «Музыка и технологии» постоянно скапливалась очередь желающих с нетерпением ожидающих возможности сыграть на фруктах и овощах. Команда Playtronica (Москва) - тезки Евгения и Евгений учили ребят слушать ритм и в такт аранжировке подыгрывать на лимонах, баклажанах и кабачках, арбузе, ананасе и даже перцах. Музыка и ритм Эта площадка завершила работу самой последней. Уж очень полюбился саткинцам молодой и заводной дуэт «Парни Саб Ложки» (коллектив уральских ложкарей из Екатеринбурга). Вот где зажигали по полной: не щадя коленки и ладошки, отбивали ритмы деревянными ложками и, раскрыв рты, пытались уследить за порхающими «тапочками», с помощью которых музыканты ловко играли на… пластиковых канализационных трубах. И даже во время интервью после закрытия площадки дети не унимались: как вас зовут, в каких группах в интернете вас найти? -  Нас приглашают на мероприятия самого разного формата, но на таком фестивале мы впервые. Он у вас очень хороший: и масштаб впечатляет, и очень красиво все сделано, и здорово организовано. Даже в Москве в парке Горького, где мы бываем на фестивалях, иногда хуже организовано, чем здесь. В Сатке все очень здорово, мы здесь первый раз, и я удивлен! Живописно, поэтично, здорово! По соседству друг с другом работали площадки «Музыка и живопись», «Музыка и поэзия». На одной можно было почитать стихи в открытый микрофон, а на другой взять мастер-класс по написанию натюрмотра у московского художника Александра Шилова, автора выставки «Наша Родина - Россия», которая работала в ДК «Магнезит» последний день и почти ежеминутно принимала вс               новых посетителей. Здесь царила особая атмосфера под звуки замечательных мелодий и песен в исполнении народного артиста России Юрия Розума, студентки ГИТИСа Татьяны Бикмухаметовой и солистов престижных московских и европейских оперных театров, участников Арт-проекта «ТенорА XXI века», представивших программу «Детская». Под звуки движений Команда Divent из Екатеринбурга порадовала сразу несколькими интерактивами. Девчонки без устали танцевали вместе с анимированными персонажами «ДжазДэнса», повторяя за ними движения. А мальчишкам больше приглянулась площадка «Музыка и спорт», где нужно было крутить педали, чтобы сыграть свою партию в велооркестре. Одни старались «раскрутить» барабаны, другие - гитару, клавишные, а четвертый солист-велосипедист отвечал за вокал. И, конечно, пользовалось популярностью уникальное гигантское пианино (кстати, по словам организаторов, Big Piano - единственное в России, такое большое и напольное). Оно звучало под ногами желающих, изловчившихся повторить мелодии, предложенные ведущими. Отдушиной для любители фортепианной музыки стали встречи у рояля - уютный уголок спокойствия и единения с природой благоухал розами и был наполнен музыкальными «ароматами»: здесь все желающие играли на рояле в кустах или вместе с матером импровизации Антоном Бугаевым, музицировали на электронном пианино, либо просто отдыхали на надувных диванчиках, качелях и фотографировались. Кстати, любителям селфи на празднике нашлось много любопытных возможностей для создания уникальных фото - и не только в сквере ДК, украшенном праздничным декором, но и в специально оборудованных гримерных, костюмерных и даже на площадках «Фотопробы». Музыкальная угадай-ка Более 700 человек  посетили площадку «Музыка и история». Теперь они точно знают, что находилось в десяти таинственных «черных ящиках». Лишь просунув руки в деревянный куб, можно было понять, что за музыкальная история в нем скрыта. От любопытных посетителей не было отбоя. Каждый старался как можно быстрее определить предмет самостоятельно или с помощью исторической подсказки, например: «Этот инструмент и музыкальный, и сигнальный, и имеет свой язык» (колокольчик). Впрочем колокольчик, глиняную свистульку и струны было довольно легко распознать, а вот флейту многие не могли назвать с первого раза. Это любовь и вечная преданность музыке Коллектив «Пролетарское танго» из Санкт-Петербурга саткинская публика полюбила с первых минут его появления на сцене. Выступление ретро-оркестра стало потрясающим завершением летнего вечера и финальным аккордом всего фестиваля. - Спасибо! Вы - удивительные! - призналась зрителям Анна Диденко, солистка ретро-оркестра после исполнения песни «Нежность». - Это потрясающе выглядело отсюда, со сцены, когда вы достали свои телефоны, особенно когда среди них зажегся тот самый настоящий, живой огонек зажигалки, как раньше. Душевные лирические композиции сменяли зажигательные хиты советской эстрады, и у сцены, а также по бокам от зрительных рядов образовались спонтанные танцплощадки. И когда со сцены прозвучало: «Завершающая композиция нашего сегодняшнего концерта для вас, для таких прекрасных, называется «Ты не печалься!»», - к аплодисментам добавились возгласы: «Браво! Ещё! Ещё!». Публика, конечно же, не хотела отпускать артистов. И они ответили, выступив на бис, а прощаясь, поздравили всех с праздником музыки, с Днем металлурга, и, казалось, не только площадь, а вся Сатка услышала эти слова: «Спасибо вам огромное! Сегодня мы абсолютно искренни. Вы - самый лучший город!"   Полный фотоальбом доступен в Медиатеке   Источник: "Магнезитовец" (с сокращением) Читать целиком →
21 Июля, 2019 Большой и незабываемый Ярким и незабываемым событием в жизни саткинцев стал Большой концерт 3-ого Международного фестиваля классической музыки «Кармен» им. Елены Образцовой, состоявшийся 20 июля в ДК «Магнезит». Созданный в 2017 году фондом «Собрания» при поддержке губернатора Челябинской области под девизом «Большое искусство малым городам»  фестиваль продолжает воплощать в жизнь  самые светлые просветительские идеалы. В этом году главный концерт «Кармен» был посвящен творчеству Петра Ильича Чайковского - величайшего композитора, внесшего огромный вклад в мировую музыкальную культуру. В первом отделении в исполнении солистов, лауреатов международных конкурсов Елены Роткиной и Павла Чикановского, а также симфонического оркестра Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М. И. Глинки (дирижер Александр Матушкин) прозвучали арии из опер «Иоланта», «Пиковая Дама», «Евгений Онегин». Волшебная, знакомая с детства музыка из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица», полный энергии «Неаполитанский танец». Вновь на сцене Дворца пела наша землячка, студентка ГИТИСа, стипендиат Группы Магнезит Татьяна Бикмухаметова. В ее исполнении прозвучали Ариозо Наташи из оперы «Опричник» и романс «День ли царит». - Счастлива быть здесь, выступать. Сегодняшний концерт для меня особенный. Впервые участвую в «Кармен» - фестивале с таким большим именем. Очень благодарна организаторам за доверие. Все мои друзья в Москве знают про этот фестиваль, всем рассказываю о нем, зову в Сатку. Надеюсь, что в будущем году мы с моим коллегой Русланом Константиновичем Бицуевым приедем  на «Кармен» и сделаем что-то новое. Может, привнесем в фестиваль какое-то новое театральное веяние. Кроме того, Чайковский – мой любимый композитор. Он все делал не для себя, а для искусства. С раннего возраста пою его произведения: романсы  арии. Роль Татьяны в опере «Евгений Онегин» - моя мечта, – говорит Татьяна Бикмухаметова. Во втором отделении гости вечера услышали Концерт для фортепиано с оркестром № 1. За роялем - народный артист России, лауреат международных конкуров, солист Московской государственной филармонии, президент международного благотворительного фонда, академик РАЕН, профессор и заведующий кафедрой специального фортепиано Российской академии музыки им. Гнесиных Юрий Розум. Он не раз радовал саткинцев своим талантом, но впервые в рамках фестиваля «Кармен». - Закономерно, что имя Елены Образцовой звучит именно в Сатке. Это город, где ценят настоящее искусство, ценят свою историю, великих артистов страны. И то, что фестиваль проходит именно здесь, не удивительно. Я привык к тому, что Сатка дарит невероятные сюрпризы во всех отношениях: музыки, природы, архитектуры. Рад, что развитие событий привело меня в город, о существовании которого когда-то и не подозревал. Хочу поблагодарить всех саткинцев, руководство совершенно уникального предприятия – Группы Магнезит за поддержку высокого искусства. У нас много богатейших компаний, но мало кто поддерживает именно высокую классику, - считает Юрий Розум. - Достаточно вступить в границы Сатки, чтобы понять, что этот город особенный. Здесь действительно создается будущее нашей страны. Она стал центром притяжения и  международной культуры, и шахмат. Для меня огромное счастье каждый раз сюда приезжать и набираться сил и вдохновения. В этот вечер артистам рукоплескал не только зрительный зал, но и те, кто смотрел выступление по прямой трансляции на площади ДК «Магнезит». В финале концерта президент Группы Магнезит Сергей Коростелев вручил Юрию Розуму и дирижеру симфонического оркестра Челябинского государственного академического театра им. Глинки памятные знаки 3-ого Международного фестиваля классической музыки «Кармен» им. Е. В. Образцовой.   Полный фотоальбом доступен в Медиатеке Источник: "Магнезитовец" Читать целиком →

Фотографии и видео

Медиаматериалы Смотреть все материалы →